ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
 

 

Железные дороги в системе общественного транспорта Японии занимают ведущее место по перепелкам населения,

«Спящие на плече»  

В поздних электричках нередко можно увидеть  пассажиров, спящих сидя (сон урывками – характерная особенность японцев, и вы столкнетесь с этим явлением в самых разных ситуациях, не в последнюю очередь и на собраниях, в театре и даже на деловых встречах). Естественно, что спящий начинает клониться в какую-либо сторону и частенько устраивается на плече своего соседа.

Такое поведение воспринимается спокойно, с пониманием обстоятельств, но явно озадачит иностранцев, полагающих, что всегда надо быть «в форме».

 измеряемым в пассажиро - километрах, на них приходится 30%, тогда как в США — 20, а в Западной Европе — 10% (с другой стороны, только 70% японских автомобильных дорог имеют твердое покрытие; в Европе — почти 100%), Основным поставщиком услуг железнодорожного транспорта была государственная компания «Японские железные дороги». В 1987 г. ее приватизировали и разделили на шесть региональных пассажирских компаний и одну грузовую, переименовав новое образование в «Группу японских железных дорог» (Japan Railway Group/JRG). Кроме того, функционирует много небольших местных железнодорожных компаний. Метро имеется в Токио и еще в восьми городах, в том числе в Осаке и Нагое.

 

Япония — ведущая промышленно развитая страна, поэтому разветвленная сеть железных дорог играет огромную роль в обеспечении жизнедеятельности страны и должна быть совершенной по оснащению. Систематический поиск новаций (одно из величайших преимуществ Японии) как нельзя лучше иллюстрирует пригородное сообщение, где на платформах четко указано место, напротив которого откроются двери нагона. Люди знают, где им стоять, и быстро занимают места в вагонах. На междугородных и местных линиях это делается спокойно и с достоинством.

 

Правда, в часы пик в метро и электричках приходится прибегать к услугам «толкачей», чтобы они запихнули всех желающих в вагон, пока двери не закрылись. Пассажиры привычно несутся в толпе, как в свалке во время матча регби, чтобы попасть в вагон. И неудивительно, что после всего этого вы не увидите в вагоне метро, как юноша уступает место пожилому или кто-нибудь пропускает вперед беременную женщину.

 

Когда автобус или вагон поезда набит битком, нет места, чтобы почитать газету или книгу, лучше всего ухватиться за свисающий ремень и постараться подремать, пока стоишь перед чьим-нибудь лицом. Голос диктора внутренней связи сообщает названия следующей станции и с какой стороны поезда будет платформа. Объявления делаются на японском языке, исключая скоростные линии «Сннкансэн»* (букв. «новые магистральные линии», «поезд-пуля»), где они дублируются по-английски.

 

Поезд стоит недолго, поэтому желательно заблаговременно, до остановки, пробраться к выходу. Проталкиваясь к двери и раздвигая пассажиров, принято держать перед собой полусогнутую руку, а ладонь вертикально, и, слегка опуская и поднимая ее, кланяться и повторять: «Сумимасэн» («Извините») или «Сицурэй симас» («Я невежлив»).

 

В поездах дальнего следования еду и напитки развозят на тележках, мусор собирают уборщики в пластмассовые мешки; однако подобный сервис в пригородных поездах не приветствуется. Курить тоже не разрешается. Курение запрещено и на вокзальных перронах, правда, там имеются специальные зоны, называемые кицуэн-кона, где курить можно.

 

 


* Построенная в 1964 г. между Токио и Киото к открытию Токийской олимпиады, эта линия сейчас протянулась до г. Фукуока (Кюсю) на юге и г. Миориока на севере Хонсю.

на главную / инфа о Японии