Токио
Токио, столица Японии, главный
экономический и культурный центр страны. Один из крупнейших по
численности населения и быстро растущих городов мира. Расположен
в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто, в месте
впадения рр. Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в Токийский залив
Тихого океана. Климат субтропический, муссонный; самый холодный
месяц - январь (средняя температура 3,1 С), самый жаркий -
август (средняя температура 25,6 С); осадков в среднем 1343
мм в год; 2 дождевых сезона (июнь-июль и сентябрь-октябрь),
во время которых часты тайфуны. Город подвержен землетрясениям.
Столичная префектура Токио
(Токио-то), или Большой Токио, представляет собой в высокой
степени урбанизированную территорию, более плотно заселённую? в
центральной части и неравномерно - по окраинам; площадь 2,141
тыс. км2,население 11,7 млн. чел. (1975)
(примерно EQ \f (1;10) всего населения
Японии), плотность свыше 5 тыс. чел. на 1 км2.
В состав столичной префектуры входят собственно Токио [23
административных района ("ку"), площадь 577 км2,
население около 9 млн. чел. (1970)], а также 26 городов ("си"),
24 поселения сельского и городского типа, острова Идзу и
Огасавара. Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры -
Канагава, Тиба, Сайтама и др. образуют так называемую Токийскую
агломерацию, или Столичный район (Сютокэн). Численность
населения собственно Токио быстро росла сразу после 2-й мировой
войны 1939-45 и к 1970 почти утроилась против 1945 (в 1955-60
прирост был равен 6%, в 1960-1970 он упал до 0,7%), ныне она
фактически стабилизировалась (см. табл. 1).
Из общего числа экономически
активного населения столичной префектуры (5,8 млн. чел. в 1969)
41,5% занято в промышленности, строительстве и ремесле, 57,0% -
в торговле, на транспорте и в др. сферах услуг, 1,5% - в
сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве.
Городское управление осуществляет
префектуральное собрание, избираемое населением на 4 года; оно
возглавляется губернатором (мэром), который также избирается
населением, практически представляет центральную власть.
Полномочия выборных органов формально достаточно широки, однако
фактически их деятельность в значительной мере контролируется
центральной властью, находится "под руководством и надзором"
правительства. В районах Токио имеются выборные районные
собрания.
Историческая справка. Основание
Токио относится к середине 15 в. В 1457 был построен замок Эдо
(дословно - "вход в залив"), вокруг которого росли поселения
ремесленников и торговцев. В 1590 Эдо завладел Иэясу
Токугава. На протяжении всего периода правления сёгунов
Токугава (1603-1867) Эдо являлся их резиденцией (официальной
столицей Японии до 1868 считался г.
Киото - резиденция императоров). В 18 в. Эдо стал одним из
крупнейших городов мира (1368 тыс. жителей в 1787). В 1869, с
уничтожением сёгуната в результате революции 1867-68, сюда была
перенесена резиденция императора, и город, переименованный в
Токио ("восточная столица"), стал столицей. Во 2-й половине 19
в. развивалась шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая
промышленность, с конца 19 в. - машиностроение и судостроение.
В 1897-98 в Токио появились первые
профсоюзы. В 1918 происходили
"рисовые бунты", вспыхнувшие под влиянием Октябрьской
революции 1917 в России. В начале 20-х гг. в Токио и др. городах
Японии возникли коммунистические кружки и группы, на базе
которых в 1922 основана Коммунистическая партия Японии (КПЯ).
1 сентября 1923 почти половина
города была уничтожена землетрясением и вызванным им пожаром,
повлекшими много человеческих жертв.
Во время 2-й мировой войны, в
1944-45, Токио подвергался многократным бомбардировкам
американской авиацией, значительная часть жилых кварталов была
уничтожена. В послевоенное время Токио - важнейший центр
рабочего и демократического движения. В 1964 в Токио состоялись
18-е Олимпийские игры.
Экономика. Определяющая тенденция
экономического развития столицы - снижение удельного веса
производственных функций в хозяйстве Токио и повышение роли
управленческих, торгово-распределительных,
научно-информационных. В Токио концентрируется деятельность
крупнейших финансово-промышленных монополистических групп (Мицубиси,
Сумитомо, Мицуи и др.) и отдельных частных монополий,
государственных и полугосударственных монополистических
организаций, главных банков страны (Японский банк, Банк
развития, Экспортно-импортный банк, Центр, банк Японии и др.),
представительств иностранных монополий. Большая часть
управленческих учреждений размещается в районах Маруноути,
Отемати, Нихонбаси.
Вместе с тем Токио (столичная
префектура) остаётся одним из крупнейших в Японии индустриальных
районов, на который приходится (1973) свыше 14% всего числа
промышленных предприятий, 12% всех занятых. О структуре
промышленности Большого Токио см. табл. 2. В столичной
префектуре сосредоточена значительная часть машиностроения
Японии. Машиностроение и металлообработка специализируются в
основном на изготовлении сложных и точных машин, приборов,
электротехнического и электронного оборудования и аппаратуры,
оптико-механических изделий, авто- и авиастроении, судостроении,
производстве железнодорожного оборудования и подвижного состава,
станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах
машиностроения. Развита металлургия. В химической промышленности
преобладают отрасли тонкой химической технологии: производство
медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и
красок, в частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия
(химия волокна, пластмассы и др.).
В Токио самая крупная в стране
полиграфическая промышленность. Значительна промышленность
стройматериалов. Разнообразная пищевая промышленность
(пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и многие др. отрасли),
перерабатывающая главным образом привозное сырьё. Многочисленные
отрасли лёгкой промышленности, снабжающей преимущественно
население Токио (текстильная, швейная, кожная, керамическая,
мебельная, производство ювелирных изделий, сувениров и др.).
Большинство промышленных предприятий-мелкие и средние с числом
занятых до 300 чел. (на них приходится свыше EQ \f (1;2)
стоимости промышленной продукции). Промышленные предприятия
размещаются большей частью по берегам р. Аракава - в районах
Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На территории собственно Токио
новое промышленное строительство почти не ведётся, главным
образом ввиду высоких цен на землю, необходимости комплекса
мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды и др.;
ежегодно закрывается или переводится в др. районы столичной
префектуры или в соседние префектуры в среднем до 3% от общего
числа промышленных предприятий. Промышленность Токио опирается
на мощную энергетическую базу (ежегодно здесь потребляется около
25 млрд. квт×ч, 1970).
Токио - крупный
торгово-распределительный центр. По размерам внешнеторгового
оборота он уступает Йокохаме, Кобе, Нагое. Здесь находятся
товарная и фондовая биржи, представительства более 3 тыс.
различных торговых фирм; общее число национальных торговых
компаний, магазинов оптовой и розничной торговли превышает 250
тыс. В них занято 1,6 млн. чел. Велик удельный вес предприятий
оптовой торговли (34,8% оптовых продаж Японии в 1972). Растет
число крупных универмагов и магазинов самообслуживания.
Коммерческие районы - Тиёда, Тюо, Минато. Развита сеть др.
учреждений обслуживания (около 75 тыс. ресторанов и столовых,
около 10 тыс. баров и кабаре, 3 тыс. бань, около 3,8 тыс.
гостиниц, в том числе несколько десятков европейского типа, в
1970). Токио - главный центр туризма в Японии (ежегодно около
800 тыс. иностранных туристов).
Токио - крупнейший транспортный узел
страны. Узел морских и воздушных сообщений международного
значения. Морской порт оборудован 10 причалами (общая длина 13
км); грузооборот Токийского порта 55,6 млн. т в
1974 (на 7-м месте в Японии). Токио связан скоростными авто- и
железнодорожными магистралями со многими городами Японии; в 1975
вступила в строй скоростная железнодорожная магистраль Токио -
Фукуока. Аэропорт Ханеда связан с центром города монорельсовой
железной дорогой (обслуживает более 2,5 млн. пассажиров в год);
новый аэропорт построен в Нарите. Имеется окружная наземная
городская железная дорога, по которой перевозится основной поток
пассажиров из пригородов, метрополитен, обслуживающий
преимущественно центральные кварталы, автобусное сообщение:
через город проходят автострады. Ежедневно всеми видами
городского транспорта перевозится 20 млн. чел., из них около 75%
- по городской железной дороге, 20% - метрополитеном. В
автопарке около 800 тыс. грузовых автомобилей, 40 тыс. такси.
Токио переживает острый транспортный кризис; в собственно Токио
пользование наземными видами транспорта осложняется не только
из-за увеличения количества машин, но и из-за тесноты городской
застройки (Токио выделяется среди крупнейших городов мира
наименьшей долей площади улиц в общей площади города).
Автостоянки, пешеходные пути, складские помещения, магазины
переносятся под землю. Воздух насыщен газами и гарью, вода в
реках загрязнена. Ежедневно собирается 18 тыс. т бытовых
отходов, из них около EQ \f (1;3)
сжигается, остальное засыпают в мелководную часть Токийского
залива с целью осушения его (за 1960-70 освоено свыше 1.55 тыс.
га).
Архитектура. Для облика Токио
характерны не многочисленность озеленённых территорий, крупные
каменные, кирпичные, железобетонные здания (в том числе
небоскрёбы) в центре и лёгкие деревянные (преимущественно жилые
одноэтажные) постройки, занимающие большую часть площади города;
жилые районы дважды возводились заново (после землетрясения 1923
и 2-й мировой войны 1939-45). Исторический центр города - район
Нихонбаси, где находится окруженный парком комплекс
императорского дворца, бывшей резиденции сёгунов рода Токугава
(начат около 1600, перестройки 19 и 20 вв.). В стиле большинства
обществ, сооружений Токио конца 19 - начала 20 вв. преобладает
эклектизм (дворец Акасака, 1909, архитектор О. Ката-яма;
парламент, 1915-36, архитектор Токио Охама и др.); однако с
1910-х гг. появились и ранние образцы творческой переработки
местных архитектурных традиций в духе современного зодчества
(отель "Импириал", 1916-22, архитектор Ф. Л. Райт, разобран в
1960-е гг.; центр, почтамт, 1934, архитекторы Токио Иосида, М.
Ямада). В 1964, в связи с Олимпиадой, предпринят 1-й этап
реконструкции Токио (в жилых массивах проложены 22 автострады,
построены многочисленные скоростные дороги на эстакадах). В
1960-70-е гг. быстрыми темпами развиваются новые городские
центры (Сибуя, Синдзюку, Икебукуро, Тама), где ведётся
интенсивное высотное и подземное строительство. Для обеспечения
свободного развития функциональных зон города предложены проекты
осушения и дальнейшего освоения акватории Токийского залива
(архитекторы К. Тангэ, К. Кукутакэ). Однако широкие
градостроительные мероприятия не привели к коренному
видоизменению общей планировки города, в целом отличающейся
крайней хаотичностью. Среди примечательных построек середины 20
в. - Метрополитен фестиваль холл в парке Уэно (1960-61,
архитектор К. Маекава); Олимпийский спортивный комплекс
(1963-64), включающий Гимназиум (см. илл.); собор святой
Марии (1964), оба - архитектор К. Тангэ: Токийская телебашня и
др.
Учебные заведения, научные и
культурные учреждения. В Токио находится свыше 80
государственных, муниципальных и частных высших учебных
заведений, в том числе
Токийский университет, Токийский муниципальный университет,
университеты с.-х., педагогики, изящных искусств и музыки,
технологический институт, крупнейшие частные университеты Васэда,
Кэйо, Хосэй, Нихон, Мэйдзи и др. Научные учреждения: Японская
академия наук, Японская академия искусств, свыше 100
научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров при
университетах, около 40 - при министерствах и ведомствах, в том
числе Национальная аэрокосмическая лаборатория, Национальный
онкологический центр, Национальный исследовательский центр
защиты от стихийных бедствий, научно-исследовательские институты
здравоохранения, гигиены, природных ресурсов, проблем
народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки: Национальная
парламентская библиотека, библиотеки университетов. Крупнейшие
музеи: Токийский национальный музей, музей Окура Сюкокан, Музей
Нэдзу, Национальный научный музей, Национальный музей западного
искусства, Национальный музей современного искусства, Музей
народных ремёсел, Музей каллиграфии.
В Токио имеются: театр, здания, где
выступают ведущие труппы Японии - "Кокурицу гэкидзё", "Кабукидза",
"Тэйкоку гэкидзё", "Хайюдза", "Мэйдзидза"; концертные залы - "Уэно
бунка кайкан", "Нитигакидзё" (для эстрадных выступлений), "Кокусай
гэкидзё", "Косэйненкин кайкан", "Тоёко хору"; зал Всеяпонской
радиовещательной корпорации; театр, музей при университете
Васэда "Васэда энгэки хакубуцукан".
Киото
/КИОТО, город, промышленный, культурный и исторический центр Японии, на
о. Хонсю, административный центр префектуры Киото. 1,5 млн. жителей
(1992). Построен в 792—794 гг.; до 1868 г. официально считался
столицей. Электро- и сельскохозяйственное машиностроение, цветная
металлургия; текстильные, швейные, химические, стекольно-керамические
и пищевые предприятия. Старинные традиционные ремесла (производство
лаковых и бронзовых изделий, фарфора, кружев, вышивки, предметов
религиозного культа). 2 университета. Главный центр национального и
международного туризма. Национальный музей. Национальный музей
современного искусства. Храм Тодзи (8—17 вв.); монастыри Сайходзи,
Тенрюдзи (оба 14 в.), Реандзи (15 в.) и др.; Кинкакудзи («Золотой
павильон», 14 в.), Гинкакудзи («Серебряный павильон», кон. 15 в.);
дворцовый ансамбль Кацура (17 в.) и другие./
КИОТО - древняя столица Японии, ныне
административный центр префектуры Киото. Население - 1960 тыс.
человек.
В октябре 794 г. император Камму и
наследный принц въехали в новую столицу, названную Хэйан(кё),
что означает "город мира и спокойствия". До этого столица
находилась в городе Нагаока, но дворцовые интриги, в результате
которых было совершено политическое убийство, побудили двор
поменять место своего пребывания - император и его окружение
посчитали, что город осквернен пролитой кровью. Для
строительства новой столицы была выбрана деревня Уда в уезде
Кадоно. Деревня располагалась в живописной долине среди гор,
строительные работы начались в 793 г. Японский императорский
двор тогда во всем следовал китайским образцам, и новую столицу
построили на китайский манер - улицы пересекались под прямым
углом.
Город постепенно расширялся и
застраивался дворцами, храмами, монастырями, туда стекался и
ремесленный люд. Предприимчивые торговцы открывали там свои
лавки и меняльные конторы.
Киото с древнейших времен являлся
культурным центром страны, не утратил он этой роли и сейчас.
Будучи столицей страны, местом пребывания японского императора и
придворной аристократии, город стал средоточием талантов:
известнейшие художники, поэты, писатели, а также люди других
творческих профессий стремились поселиться здесь. В его истории
выделяется XI в., который называют золотым: именно в то время
написаны известные во всем мире произведения японской
классической литературы - "Повесть о Гэндзи" Мурасаки Сикибу и
"Записки у изголовья" Сэй Сёнагон.
С XIII в. город выступал и как
религиозный центр, различные буддийские школы имели свои главные
храмы в Киото или в непосредственной близости от города.
В XIV=XVI вв. Киото был местом
пребывания бакуфу, правительства сёгуна, бурные события японской
истории тех лет буквально огнем и мечом прошлись по его улицам и
постройкам. В период войны Онин (1467=1477) военные действия шли
прямо на улицах Киото, храмы, дворцы, жилища были разрушены до
основания. Бедствием Киото были и многочисленные пожары, которые
не щадили деревянные постройки, будь то дворец или дом простого
горожанина, случались они и тогда, когда в стране наступил
долгожданный мир. Но город восстанавливался, возрождаясь каждый
раз из пепла, как птица Феникс.
Славу Киото принесли его искусные
ремесленники, которые изготовляли мечи, изделия из фарфора и
керамики, музыкальные инструменты, кисти для письма,
принадлежности для чайной церемонии, поделки из золота и
серебра, высококачественные изделия из шелка, принадлежности для
буддийских алтарей, бумагу высокого качества для императора,
придворной знати и высших слоев самурайства. Киотоские товары
имели высокую репутацию и свой особый традиционный стиль;
киотоское качество продолжает сохраняться и сегодня, хотя много
и ширпотреба, особенно среди сувениров.
Славился город и ткачеством, и
высоким качеством окраски тканей. Киотоский художник Миядзаки
Юдзэн (1654=1736) изобрел особый способ крашения, получивший его
имя - юдзэн-дзомэ. Этот метод позволяет воспроизводить тонкие
графические рисунки на одежде и до сих пор является
специфическим для Японии видом крашения.
Современный Киото являет собой
историческую книгу со множеством иллюстраций. И нет, пожалуй,
лучшего места для желающего подробно познакомиться не только с
историей Японии, но и с ее культурой, религией, традициями,
ремеслом, архитектурой. В Киото древние памятники как бы
перемешаны с современными сооружениями.
Самыми популярными
достопримечательностями Киото являются храмы Киёмидзу, Ясака,
Хэйан, Золотой и Серебряный павильоны, сад камней при храме
Рёандзи, сёгунский замок Нидзё, старый императорский дворец Госё,
загородный дворец Кацура Рикю.
В 1868 г. столица Японии была
перенесена из Киото в Токио. Но Киото сохранил свою значимость
как культурный центр страны, как сокровищница национальной
архитектуры и садово-паркового искусства.
Осака
Осака, город в Японии, на прибрежной
равнине Внутреннего Японского моря, в дельте судоходной р. Иодо.
Административный центр т. н. столичной префектуры Осака (Осака-фу).
Площадь города 206 км2. Население 2,9 млн.
чел. (1973).
Осака - второй после Токио по
экономическому значению город страны. Вместе с пригородами и
городами-спутниками образует индустриальное ядро одного из
ведущих экономических районов Японии - Кансай. Осака- крупный
торгово-пассажирский порт (через Осака проходит свыше 40%
экспорта страны по стоимости), важный узел автомагистралей, ж.
д. и авиалиний (аэропорт близ Итами имеет международное
значение). Важный финансово-банковский и торговый центр Японии.
Местонахождение фондовой, рисовой, хлопковой бирж,
торгово-промышленных палат, правлений акционерных обществ, а
также отделений крупных коммерческих банков страны. В городе
сконцентрировано свыше 30 тыс. промышленных предприятий. На
Осака приходится 15% общеяпонской выплавки стали, 40% проката и
свыше 1/3 производства изделий из цветных
металлов. В 1960-70-х гг. в структуре промышленности произошли
изменения: ведущее место в промышленном производстве заняла
продукция тяжёлой индустрии. Преобладают виды сложного, точного,
высококвалифицированного машиностроения - судостроение,
энергетическое машиностроение, приборо-, станкостроение,
производство радиотехнического оборудования. Развита химическая
(резиновые изделия, синтетические материалы, лакокрасочные,
фармацевтические изделия), текстильная (тонкие шерстяные,
хлопчато-бумажные ткани, трикотаж), полиграфическая,
кожно-обувная промышленность. Имеются также предприятия пищевой
(рыбоконсервной, мукомольной, сахарной и др.), цементной,
стекольно-керамической, деревообрабатывающей промышленности.
Большинство крупных предприятий расположено на прибрежной полосе
в западной части портового района или на берегах р. Подо. В
Осака - многочисленные парки. Метрополитен.
В Осака - университет и др. вузы.
Городской музей изящных искусств, планетарий. В 1970 в Осака
происходила всемирная выставка "ЭКСПО-70".
В древности на месте современной
Осака находился населённый пункт Нанива, наиболее ранние
упоминания о котором относятся к 4-7 вв. В 15 в. Нанива стал
носить современное название Осака В 1583-86 Хидэёси
Тоётоми (фактический правитель Японии в 80-90-х гг. 16 в.)
построил в Осака замок и сделал город своей резиденцией. Вскоре
Осака превратился в крупный город, ставший важным торговым
центром Японии. В 17-1-й половине 19 вв. в Осака неоднократно
вспыхивали восстания городской бедноты. В 1837 в Осака произошло
под руководством Хэйхатиро
Осио крупное восстание против правительства Токугава. С
начала 20 в. О становится одним из центров рабочего движения.
Центр Осака, ограниченный кольцевой
железной дорогой, имеет планировку, близкую регулярной.
Живописность городу придают многочисленные каналы (Осака
называют японской Венецией), соединённые с р. Йодо, а также
парки Наканосима и Теннодзи с ландшафтным садом Кейтакуен.
Сохранились памятники средне-вековой архитектуры: храм
Ситеннодзи (основан в 6 в., перестроен в 1623), синтоистский
храм Теммангу (основан в 10 в., перестроен в 1901), замок Осака
(1586, разрушен и реконструирован в 17 в., реставрирован в
железобетоне в 1931). В числе важнейших построек 20 в.: Новый
театр кабуки (1958, архитектор Мурано и Мори), административное
здание Денцу (1960. архитектор К. Танго), здание
фармацевтической лаборатории (1961, архитектор Д. Сакакура),
университет искусств (1966), международный аэропорт (1968). В
окрестностях Осака - города-спутники Сенбоку (1964-70), Кори
(1958-64), Сенри (1961-68).
Хиросима
ХИРОСИМА, город на юго-западе о. Хонсю, административный центр
префектуры Хиросима, порт на Внутреннем Японском море.
787,6 тыс. жителей (1974),
1,1 млн.
жителей (1985). Крупный
индустриальный центр в экономическом районе
Тюгоку. Машиностроение, в том числе судостроение и
судоремонт, станкоинструментальная промышленность, а также
текстильная, резинотехническая, деревообрабатывающая, бумажная,
пищевая промышленность. университет.. промышленность. Университет.
Значительная часть X. была разрушена, было убито и ранено св. 140 тыс.
человек.
Город вырос вокруг замка феодального
князя Мори, построенного в 1591(16в). 6 августа 1945 США без
всякой военной необходимости сбросили на город первую атомную
бомбу. Значительная часть города была разрушена, убито и ранено
свыше 140 тыс. чел. Начиная с 1959 в Хиросима неоднократно
проходили международные конференции борцов против ядерного
оружия.
С 1950-х гг. в Хиросима ведутся
интенсивные восстановительные и реконструктивные работы: новая
застройка Хиросима принадлежит к наиболее передовым образцам
современного японского градостроительства. Важнейшим памятником
современной архитектуры в Хиросима является мемориальный центр
Мира (1949-56, архитектор К. Тангэ).Архитектурно-парковый
символический ансамбль Парк Мира (1951—52 гг., К. Тангэ и др.; памятник жертвам Хиросимы, мемориальный
музей).
Нагасаки
Нагасаки,
город в Японии, на З. острова Кюсю, у залива Нагасаки.
Административный центр префектуры Нагасаки. 421,1 тыс. жителей
(1973). Крупный торгово-пассажирский порт; база морского
рыболовства в южных водах Японии. Крупный центр судостроения и
судоремонта (производство судов водоизмещением 300-500 тыс. т).
Наряду с машиностроением развиты пищевая (в том числе
рыбоконсервная), металлургическая, текстильная, нефтехимическая,
лесопильная промышленность. университет. Вблизи Нагасаки -
каменноугольный бассейн.
Город вырос на месте рыбачьего
посёлка, известного с 12 в. В 16-17 вв. в Нагасаки существовала
португальская фактория, а в период так называемой изоляции
Японии от внешнего мира (1636-1854) Нагасаки был единственным
портом, через который велась ограниченная торговля с голландцами
и китайцами. Нагасаки посетили русские посольства Нагасаки П.
Резанова (1804-05) и Е. В. Путятина (1853-54), которые вели
переговоры об открытии торговли России с Японией. С конца 19 в.
центр военного судостроения. В конце 2-й мировой войны 1939-45 9
августа 1945 на Нагасаки была сброшена американская атомная
бомба. От её взрыва была разрушена треть города, было убито и
ранено около 75 тыс. жителей. С 1956 в Нагасаки неоднократно
происходили международные конференции за запрещение атомного и
водородного оружия.
Нагасаки - свободный по планировке
город с многочисленными садами и парками. В числе сохранившихся
памятников архитектуры: синтоистское святилище Сува (16 в.),
буддийские храмовые ансамбли Софукудзи и Кофукудзи (оба - 17
в.), мост Меганэбаси (1634), ряд католических церквей 19-20 вв.
европейского типа. Среди сооружений, возведённых после
разрушений 9 августа 1945, - парк Мира со зданием Международного
культурного центра (1955, архитектор Такэо Сато и др.) и
монумент Мира (скульптор Китамура Сэйбо. 1955).
Нара
Нара, город в Японии, на юге о.
Хонсю. Административный центр префектуры Нара. 208,3 тыс.
жителей (1970). Город-музей, туристский центр международного
значения. Станкостроительная, электротехническая, пищевкусовая,
деревообрабатывающая, трикотажная промышленность. производство
художественных изделий из бамбука, шёлка, резных деревянных
игрушек. Университет. Музеи: Ямато Бункакан (произведение
искусства Японии, Китая), художественный (произведения
японского, китайского и корейского декоративно-прикладного
искусства), Национальный.
Нара - один из древнейших городов
Японии, первая столица страны в 710-784.
Имеет регулярную планировку. Среди
сохранившихся средневековых памятников Нара - деревянные
монастырские комплексы: Якусидзи (построен в 680 в районе
резиденции Асука, в 718 перенесён в Нара), с 3-ярусной пагодой;
Кофукудзи (основан в 669, перенесён в Нара в 710; перестраивался
в 12-13 вв.); Тодайдзи (743-752; перестраивался в 12, 17 и 18
вв.), включающий залив Великого Будды - Дайбуцудэн, сокровищницу
Сёсоин и храм Хоккедо; Тосёдайдзи (основан в 759) с главным
храмом Кондо; Син-Якусидзи (основан в 747); храмы вышеназванных
монастырей включают скульптурные алтарные композиции (главным
образом 8-12 вв.). Для современной застройки Нара характерны
1-2-этажные жилые дома и немногочисленные административные
здания (здание муниципалитета, конца 50-х - начале 60-х гг.).
Близ Нара - монастырский комплекс Хорюдзи (основан в 7 в.).