«Свое» и «чужое» в
жизни японца
По отношению к иностранцу японцы
могут вести себя так, как никогда не поступят с японцем. За
границей они с легкостью сделают такое, чего ни за что не
позволят себе на родине. А все потому, что у них четко
разграничены понятия «учи» (то, что внутри, – «свое») и
«сото» (то, что вовне, – «чуждое»). Чтобы пользоваться
уважением и заботой окружающих, иными словами, иметь достойный
статус среди японцев, вы должны быть учи – «своим». В
противном случае вам особенно не на что рассчитывать: ведь вы
чужак, сото , а потому в лучшем случае заслуживаете
снисходительного пренебрежения. Вас просто не замечают. Для
японцев иностранцы – безусловно, сото в подавляющем
большинстве случаев.
Япония – учи , заграница –
сото , поэтому за морем вы вправе вести себя как угодно.
Ведь дома об этом все равно никто не узнает. Меткая поговорка
гласит: «Никто не вспомнит о том, что случилось в пути».
Япония – островная страна,
окруженная бурным, опасным морем, а потому японцам веками
удавалось сохранять чистоту нации. Свою гомогенность, расовую
однородность они, безусловно, считают огромным плюсом; многие
фразы начинаются со слов: «Мы, японцы…» – как будто все японцы
думают и поступают абсолютно одинаково.
Географические условия Японских
островов искони влияли на характер их обитателей. Из древнейших
дошедших до нас хроник (около 6 века н.э.) ясно, что население в
ту эпоху было уже достаточно большим, во всяком случае, для
уединенной отшельнической жизни оставалось не так уж много
шансов. В 10 веке Киото, древняя столица Японии, являлся весьма
крупным городом, возможно, даже входил в первую тройку самых
больших городов мира. Японцы всегда жили очень скученно, так что
сама идея индивидуальности, независимости от соседа, от других
людей начисто стерлась из сознания нации.
Только входящему в категорию учи
японец доверит свои сокровенные тайны. С просто знакомыми он
ограничится разговорами о погоде. Смешение «жанров» невозможно
ни при каких обстоятельствах. Например, японец всегда сделает
вид, что не замечает незнакомого человека в углу лифта или
коридоре. Дверь захлопнется перед носом, острый локоть двинет
кого‑то под дых, а тяжелый кейс оставит на коленях соседей
внушительные синяки, – и никто даже не извинится. Но если вы
знакомый, а тем более, клиент, то перед вами расстелют ковровую
дорожку.
К подобным метаморфозам сами японцы
относятся как к должному. Учи и сото разделяют
мир на удобные подконтрольные сектора. Это способ
самосохранения. Конечно, японцам с детства внушают мысль о
необходимости заботиться и любить друг друга, но ведь невозможно
же заботиться и искренне любить решительно всех и всегда, так
что возникает вопрос приоритетов. И учи , конечно же,
главнее. Это же так естественно, что чужие проходят в последнюю
очередь!
Японцы – стадные гомо сапиенсы. Они
просто не способны жить в одиночку, полагаясь только на себя.
Если вы достаточно независимы, чтобы плевать на мнение и
действия окружающих, то различия учи – сото не
имеют особого значения. Но если условием выживания является
членство в какой‑либо" общественной группе, то быть «своим» у
«неправильных» людей просто катастрофично. Так что «свое» и
«чужое» для японца – весьма и весьма серьезные понятия.