В первом
веке нашей эры в Китае был создан словарь Шо-вэнь. В этом словаре
все иероглифы по способу образования были разделены на "рипусе"
(ЛИ) - (букв, "шесть категорий"): "изобразительные
знаки, пиктограммы"; букв, "указательные", то есть
своей формой указывающие направление или положение чего-либо; букв,
"понятные по смыслу", то есть идеограммы; букв, "и
изображение и звук", то есть фонойдеографические; букв, "изменение
значения", то есть употребленные а переносном значении; букв,
"заимствование", то есть фонетическое употребление иероглифа.
Последние две категории к графике прямого отношения не имеют, в остальном
же эта классификация довольно четко отражает закономерности образования
иероглифов. Изобразительные знаки, или пиктограммы, это рисунки предметов,
впоследствии схематизированные.
Например,
иероглиф "человек" - схематизированный рисунок человека
в профиль, иероглиф "огонь" - изображение языков пламени
от костра, а иероглиф ) "река" - речных струй. Надо отметить,
что таких знаков, которые и в наше время можно (зная их значение)
Как-то увязать с первоначальным рисунком, совсем немного. Для большинства
же знаков-пиктограмм это совершенно невозможно. Иероглифы указательной
категории или, как их еще называют, "символы" - их было
сравнительно немного -условно показывают направление. Так, иероглиф
"верх" представляет собой горизонтальную черту, от которой
вверх отходит вертикальная черта. В современном написании вертикальная
черта имеет еще короткую отходящую вправо черточку. В древнем написании
этой черточки не было, позже появилась точка, возможно, чтобы обратить
внимание на именно вертикальную черту как главную в этом знаке; точка
же впоследствии превратилась в короткую отходящую черту. Идеограммы
- это знаки, в которых изображение предмета не было самоцелью. Определенное
положение предмета (например, поза человека) должно было обозначить
либо какое-то состояние, либо его функцию. Большинство же идеограмм
- соединение уже созданных к определенному периоду знаков или элементов
в новый знак с целью обозначения другого понятия. Так, соединение
двух иероглифов со значением "дерево" привело к образованию
иероглифа "лес", соединение трех иероглифов, обозначающих
"повозка",- иероглифа, имеющего значение "шум, грохот",
и т.п.
Вопреки
распространенному представлению большинство иероглифов не восходит
ни к пиктограммам (схематизированным рисункам), ни к идеограммам (соединениям
значимых элементов для обозначения нового понятия). Более или менее
достоверно реконструированные знаки описанных категорий составляют
в общей массе иероглифов незначительное меньшинство. Основная масса
употреблявшихся в прошлом и употребляемых сейчас знаков - фоноидеографические
иероглифы. Фонондеографический знак, возникший в ходе графического
и смыслового преобразования компонентов,- результат соединения двух
частей, а именно - элемента, обозначающего его звучание, так называемого
"фонетика", и элемента, уточняющего или определяющего его
значение, то есть "детерминатива". Чтобы представить себе,
как создавались фонондеографические иероглифы, обратимей к аналогии.
Так, если бы перед последовательностью букв "лук" для указания
на то, о каком именно слове, идет речь, была бы нарисована луковица
или поставлен условный значок, имеющий
значение
"растение", то рисунок луковицы или условный значок выполняли
бы роль "детерминатива", а последовательность букв "лук"
была бы "фонетиком". В целом же приведенная последовательность
знаков однозначно записывала бы слово со значением известного огородного
растения а отличие от вида оружия. Соответственно перед последовательностью
букв "лук" в значении вида оружия можно было бы нарисовать
этот вид оружия и т.д. Неполнота такой аналогии а том, что фонетнк
в составе иероглифа записывал звучание в целом, не отражая в графике
составляющие его отдельные звуки.
Детерминативы
первоначально служили для объединения иероглифов в группы по смысловому
признаку, однако постепенно они утратили эту первоначальную функцию
и стали выполнять роль графических элементов -ключей. Ключ -это графический
элемент, наличие которого в составе иероглифа вместе с числом черт,
составляющих иероглиф, определяет место иероглифа в словаре. Ключей
в настоящее время 214, они объединены в "Таблицу ключевых знаков".
Из сказанного
выше ясно, что понять значение иероглифа, исходя только из составляющих
его элементов, невозможно. В современном японском письме невелика
и роль фонетика как определителя чтения конкретного иероглифа. Правильнее
будет сказать, что в настоящее время каждый иероглиф следует воспринимать
как нечто данное с определенным числом закрепленных за ним чтений
н значений. Однако реликтовая (остаточная) идеографичность некоторых
элементов и частичное сохранение силы некоторыми фонетиками в японском
письме все же помогают при изучении и запоминании иероглифов в процессе
учебы - после того, как накапливается определенный запас выученных
иероглифов, появляется материал для обобщений. Для того, чтобы понять,
в чем состоит реликтовая идеографичность ключа.
Реликтовая идеографнчность ключа заключается в том, что он входит
элементом в большое число сложных иероглифов, имеющих по своим значениям
отношение к понятию "дерево".
Таким
образом ни приводившиеся "шесть категорий" иероглифов, ни
"Таблица ключевых знаков" не позволяют говорить об иероглифах
как идеограммах, т.е. знаках, значение которых может быть понято вне
языка и вне системы письма, в которой они функционируют. Значение
иероглифа - это значение тех языковых единиц, которые он записывает.
Все перечисленные категории иероглифов, независимо от их происхождения,
функционируют в современном письме одинаково. Их Функцию можно назвать
словоразличительной или морфемо-раэличительной . В настоящее время
не существует правил, по которым можно было бы создавать новые иероглифы.
Фактически вея достоверно зарегистрированная история иероглифов -тем
более в Японии -это процесс сокращения общей численности знаков и
сокращения числа черт и элементов в составе иероглифов. Правда, в
Японии наблюдались Отдельные попытки создания новых знаков из старых
элементов.
Существует
несколько терминов, которыми обозначают иероглифы, созданные уже в
Японии из китайских графических элементов. Это "кокудзи"
(букв, национальные знаки), "сва-дзи" и (букв, японские
знаки), "васэй-кандэи" (букв, знаки, созданные в Японии)
и некоторые другие. Создатели новых знаков пытались пользоваться упоминавшимися
"шестью категориями". В Японии возникли такие иероглифы,
как "дуб" - идеограмма, состоящая из элементов "дерево"
и "крепкий", "циновка" - идеограмма из элементов
"трава" и "сидеть", ( "перевал" - идеограмма
из элементов "гора" и "верх-низ". Были попытки
создания знаков и по другим категориям. Всего за всю историю их было
создано около 1501, но практически в настоящее время сохранились лишь'
отдельные знаки, в основном применяющиеся для записи метрических мер
или сокращенного обозначения географических названий.