Если говорить грубо, то аниме - это японская анимация. Но думаю, для истинных
любителей аниме этого будет не остаточно. Произносить слово"аниме" необходимо с ударением либо на первый, либо на
последний (этот вариант используется значительно реже) слог и не склоняется.
Вообще Японская культура анимации и комиксов, безусловно является, самой
развитая и разнообразная в мире, при этом она во многом отличается от других
национальных культур анимации и комиксов. Это знают по-мойму и люди, которые
не любят аниме.
Учитывая, что японская массовая культура, частью которой являются аниме и
манга, для нас не очевидна и не всегда понятна "с первого взгляда". Отсюда и
появляется необходимость отдельных терминов для японской анимации и комиксов
- даже если они иногда кажутся похожими на американские или французские,
глубинные культурные различия между ними все-таки весьма значительны.
На данный момент нет ни одной страны мира, в которой бы такое внимание
уделялось комиксам и анимации. Создатели популярных японских комиксов -
весьма состоятельные люди (Такахаси Румико - одна из самых богатых женщин
Японии), наиболее известные из них - национальные знаменитости, манга
составляет около четверти всей выпускаемой в Японии печатной продукции и
читается независимо от возраста и пола. Положение аниме несколько более
скромно, но также вполне завидно. Скажем, нет ни одной страны мира, в которой
бы актеры, озвучивающие анимацию (сэйю), пользовались таким признанием,
уважением и любовью. Япония - единственная страна в мире, выдвигавшая на
Оскар за "лучший иностранный фильм" полнометражный мультфильм.
Интересно, что если во всем остальном мире иногда бывает так, что неудачник в
литературе начинает писать сценарии комиксов, то в Японии некоторые писатели
"толстых журналов" начинали свою карьеру как создатели манги, причем потому,
что изначально считали именно это поприще более для себя подходящим. Также и
многие актеры-сэйю, которые в других странах наверняка бы долго пробовали
пробиться в мир "настоящего кино" (и у некоторых из них это наверняка
получилось бы), с самого детства мечтали о работе на озвучании. С другой
стороны, только в Японии живут значительные режиссеры, успешно снимающие и
кино, и аниме, о которых можно сказать, что их главные художественные
достижения - все-таки в области анимации (Осии Мамору и Анно Хидэаки).
Если в остальном мире анимация "паразитирует" на кино, то в Японии ситуация
обратная. Особенно это заметно на ТВ-сериалах, в которых актеры часто играют
в аниме-стиле, и на видеоклипах, для которых молодых звездочек-"идолов"
тщательно гримируют в аниме-стиле. Это же характерно и для влияния аниме за
рубежом. Так, братья Вачовски, создатели "Матрицы", неоднократно
признавались, что ставили себе задачу воспроизвести "в живую" стиль японского
аниме-киберпанка (в первую очередь - аниме-фильма "Призрак в "Доспехе").
Заметим, что в Японии есть и художественные фильмы в этом стиле. Но кто их
знает, кроме больших поклонников японского кино? А "Призрак" демонстрировался
во всем мире, в том числе и в России (на одном из фестивалей японского кино).
Многие национальные культуры боятся потерять свою "идентичность", заимствуя
что-нибудь из других культур. В японской культуре такого страха нет (хотя
есть отдельные паникеры-консерваторы). В японском фэнтези можно встретить не
только японо-китайских оборотней, но и европейских эльфов и гномов. В одном
фэнтези есть даже советский танк. ^_^ Однако никакой "идентичности" это не
угрожает, напротив, эльфийки становятся "японками", гномы - "японцами", а
танки - вполне национальными кошками-призраками. Даже когда создатели манги
или аниме хотят создать нечто "совершенно европейское" или "абсолютно
американское", они не могут уйти от культуры, которую впитали с молоком
матери. И именно поэтому их художественные эксперименты не разрушают японскую
культуру, а дополняют ее, расширяют ее набор приемов и идей.
Любой достойный взнос в культуру национальную - взнос и в мировую культуру.
Разве не стала мировая культура богаче от того, что к "маленькому народцу"
ирландских легенд и трагическим витязям Толкиена добавились обаятельные
ушастые аниме-эльфийки? Конечно, да. И японские самураи, и японские эльфы, и
даже японские ковбои - все это вклад Японии в копилку мировой культуры. Но
чтобы по-настоящему его оценить, надо знать не только мировую культуру "в
общем", но и японскую культуру, в том числе и массовую, "в частности".
Помимо прочего, аниме и манга - прекрасный способ оценить не только то, как
современные японцы отражают и переживают свои исконные традиции, но и то, как
в японских произведениях отражаются мотивы и сюжеты других народов. И отнюдь
не факт, что первое всегда интереснее второго. Нужно очень хорошо знать
японский язык и теорию литературы, чтобы по-настоящему понять, чем японское
стихосложение (и японская ментальность) отличается от европейского. А чтобы
понять, чем японские эльфийки отличаются от эльфов Толкиена, достаточно
посмотреть один-два сериала. И не факт, что вы получите только
интеллектуальное удовольствие. ^_^
Таким образом, аниме и манга - своеобразный "черный ход" в мир японского
сознания. И идя через этот ход, можно не только сократить путь, не продираясь
через все заборы и бастионы, воздвигнутые полуторатысячелетней "высокой
культурой" Японии (искусство аниме и манги значительно моложе, и в нем меньше
традиций), но и получить немалое удовольствие. Совмещение приятного с
полезным - что может быть лучше?
Иногда говорят, что слово "аниме" - французское. Это не так. "Аниме" - это
сокращение от английского "animation" ("анимейшн"). При происхождении из
французского было бы "анима" - от "анимасьон". Термин "аниме" укрепился
только в середине 1970-х, до этого обычно говорили "манга-эйга"
("кино-комиксы").
Первые эксперименты с анимацией японцы начали в середине 1910-х, а первые
аниме появились в 1917 году. Довольно долго аниме находилось на задворках
кино, однако и здесь благотворную роль сыграли милитаристы, поддерживавшие
любое "правильное" искусство. Так, два первых больших аниме-фильма вышли в
1943 и в 1945 годах соответственно и были "игровой" пропагандой,
прославлявшей мощь японской армии.
Как и в случае с мангой, решающую роль в истории аниме сыграл Тэдзука Осаму,
который предложил отказаться от бессмысленного соревнования с полнометражными
фильмами Уолта Диснея и перейти к созданию ТВ-сериалов, превосходящих
американские не по качеству изображения, а по привлекательности для японской
аудитории.
Большая часть аниме - ТВ-сериалы и сериалы, созданные для продажи на видео
(OAV-сериалы). Однако есть и множество ТВ-фильмов и полнометражных аниме. С
точки зрения разнообразия стилей, жанров и аудиторий манга существенно
превосходит аниме, однако последнее с каждым годом догоняет конкурентку. ^_^
С другой стороны, многие аниме - экранизации популярной манги, и они не
соревнуются, а поддерживают в коммерческом отношении друг друга. Тем не
менее, большая часть аниме - детское и подростковое, хотя встречается и аниме
для молодых людей. Аудиторию средних лет завоевывает "семейное аниме",
которое дети смотрят вместе с родителями.
Сериальность диктует свои законы - создатели аниме менее, чем аниматоры
других стран, склонны к техническим экспериментам, зато уделяют много
внимания созданию привлекательных и интересных образов персонажей (отсюда
важность качественного озвучания) и разработке сюжета. Дизайнеры в аниме
важнее аниматоров.
Созданием аниме занимаются аниме-студии, обычно сравнительно небольшие и
работающие на внешнем финансировании от различных спонсоров (ТВ-каналы,
корпорации по выпуску игрушек, манга-издательства). Обычно такие студии
возникают вокруг нескольких выдающихся творцов, а потому студии часто бывает
присущ определенный "студийный стиль", который задают ведущие дизайнеры.