Город последнего сегуна

 

Тосёгу (Никко)

 

Одним из священных мест Японии, привлекающих колоссальное количе­ство паломников, является древний город Никко — «Город солнечного сияния», расположенный в редкост­ной по красоте местности, у подно­жия высоких гор с заснеженными вершинами. Его окружает большой вековой лес гигантских криптоме­рии. Возраст многих деревьев в нем достигает трехсот и более лет. Они — ровесники расположенного здесь храма Тосёгу, одного из глав­ных синтоистских храмов Японии.

Храм Тосёгу был построен в 1623—1636 годах. Его основал се­гун Хидэтада, посвятив храм обоже­ствленному сёгуну Иэясу (1542— 1616) из дома Токугава, основателю последней династии сёгунов в Япо­нии. Старинные хроники рассказы­вают, что Иэясу Токугава удалось прекратить междоусобные войны в стране и объединить разрозненные самурайские владения в единое го­сударство. При нем начался эконо­мический и культурный подъем страны. Памяти этого правителя и государственного деятеля и был по­священ храм Тосёгу. Начиная строи­тельство храма, сёгун Хидэтада задумал соорудить «величайший мавзолей на всей земле». Если верить японским хроникам, на строительстве храма работало около полумиллиона человек. Были израсходованы огромные средства, на строительство пошло 330 миллионов бревен, «шесть акров листового золота». Со всей страны были собраны лучшие архитекторы, скульпторы, художники, резчики по дереву.

Ансамбль храма построен по принципу нарастания впечатлений по мере движения: проход по центральной аллее, обсаженной криптомериями, проход через гигантские ворота-тории, подъем по лестницам и созерцание по мере перехода с одного уровня на другой больших и малых храмов, колодцев для омовения, ворот со статуями стражей.

За три с половиной века своего существования храм Тосёгу неоднократно страдал от пожаров и более двадцати раз перестраивался. И в наши дни храм ежегодно реставрируется. Для поддержания огромного храма в надлежащем порядке каждый год расходуется пять килограммов золота, три тонны лака и огромное количество эмали. Поэтому все сооружения храма всякий раз выглядят так, как будто они только вчера

построены. «Храм Тосёгу является поистине великолепным произведением японских мастеров, поражающих своим искусством тонкой, ажурной резьбы и лепки, применением эмали и лака, высоким эстетическим вкусом», — писал советский японист Н.Т. Федоренко.

  28 зданий, входящих в комплекс храма Тосёгу, занимают общую площадь в 80 тысяч квадратных метров. Главные ворота храма носят название Ёмэймон — «Ворота солнечного света». Они производят ошеломляющее впечатление на посетителя. Иногда их называют иначе — Хигурасимон, «Ворота целого дня». Имеется в виду, что восхищенный зритель, захваченный этим великолепным сооружением, способен простоять подле него целый день, заворожено любуясь его красотой. Деревянные ворота выполнены в стиле Момояма, который иногда называют «японским барокко», и снизу доверху покрыты великолепной, необычайно пышной резьбой.

  Основу конструкции ворот представляют собой два массивных круглых столба-колонны, изготовленные из твердого дерева и покры­тые тонким резным орна­ментом. Со стороны прохода, под аркой, колонны вы­крашены в красный цвет. Колонны увенчивают дере­вянные скульптуры страш­ных мифологических чудо­вищ, призванных денно и нощно отпугивать злых ду­хов от ворот храма. Чтобы злым духам было еще страшнее, клыкастые пасти чудовищ широко распахнуты. Между колоннами распо­ложены монументальные де­ревянные фигуры жрецов в старинных одеяниях. По обе­им сторонам колонн установлены покрытые красной эмалью огромные резные статуи «Царя гуманности». Ворота щедро украшают резьба и многочисленные деревянные фигуры великолепной работы. Это — захва­тывающий мир деревянной скульпту­ры, в котором живут всевозможные фантастические и реальные суще­ства и люди: свирепые драконы с ра­зинутыми пастями, невиданные ска­зочные цветы, мудрые старцы, симво­лизирующие бессмертие, резвящиеся дети. Все сооружение увенчивает взмывающая ввысь массивная кры­ша-шатер, крытая ярко-голубой чере­пицей с традиционными изогнутыми углами. Она украшена золочеными бронзовыми листами «под черепицу, золочеными и лаковыми деталями.

Перед входящим во внутренний двор храма Тосёгу открывается пано­рама величественного храмового комплекса. Все здания выполнены из дерева, раскрашены и щедро ук­рашены лаковой росписью, резьбой и позолотой. От этого они напоминают деревянные золоченые шкатулки. В центре ансамбля возвышается отливающее золотом главное святилище, стены которого покрывает деревянная скульптура. Среди многочисленных изображений можно видеть традиционное для Востока изображение трех обезьянок: одна закрывает лапами глаза, другая — рот, третья — уши: «ничего не вижу, ничего не знаю, ничего никому не скажу...».

  Первоначально вход в главное святилище, кроме жрецов, разрешался только сёгунам, императору и его приближенным, а также высшей знати. Строго-настрого был запрещен вход посторонним, а уж иноземцам — тем более. Этот запрет снят сравнительно недавно.

  В центре святилища находится алтарь, где совершаются жертвоприношения. «Жертвоприношения» — это, конечно, громко сказано, так как никто здесь не режет жертвенных быков и не льет кровь. В жертву духам религии синто приносится обычная человеческая пища — рис, овощи, фрукты, сушеная рыба и даже японская рисовая водка — сакэ.

  По сторонам центрального зала находится множество небольших комнаток, напоминающих кельи. Все внутреннее пространство храма заполняет деревянная резьба, благодаря которой храм Тосёгу стоит в ряду выдающихся произведений японского искусства. Можно без конца ходить по залам храма Тосёгу, удивляясь мастерству и терпению японских мастеров, кропотливо создавших этот храм-сказку. На его стенах вот уже триста пятьдесят лет живут своей недоступной нам жизнью сказочные птицы фениксы с огромными распростертыми крыльями, прихотливо извивающиеся драконы, большеголовые седобородые мудрецы. Потолок центрального зала украшает монументальный декоративный плафон «Дракон в ста стадиях перевоплощения» — уже из одного названия ясно, что может представлять собой эта картина. Каждая деталь этого красочного многофигурного плафона выполнена с поразительным мастерством и совершенством, но в этом буйстве красок и позолоты постоянно присутствует тонкое понимание чувства меры, такое характерное для японского искусства.

  К комплексу храма Тосёгу примыкает знаменитый Священный мост — старинное сооружение из камня и дерева, созданное три столетия назад. По оригинальности силуэта и органичности сочетания с окружающим ландшафтом ему нет равных не только в Японии, но и во всем мире. Мост окрашен в пламенно-красный цвет. Его длина составляет 30 метров, ширина — 8 метров. Священный мост получил широкую известность далеко за пределами Японии, количество его фотоснимков и рисунков давно превысило миллион.

  Храм Тосёгу — храм действующий, и его ежегодно посещают более миллиона паломников. Но сюда приезжает и множество людей, желающих не столько поклониться духам синтоизма, сколько прикоснуться к древнему искусству Японии.

 

на главную / инфа о Японии