электрический змеевик стоимость жидкие теплоизоляционные материалы цифровые терморегуляторыженские украшения на шею шармы пандора украина pandorium.com.ua бусины пандора украина

 

Города Японии

 

Токио

Токио, столица Японии, главный экономический и культурный центр страны. Один из крупнейших по численности населения и быстро растущих городов мира. Расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто, в месте впадения рр. Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в Токийский залив Тихого океана. Климат субтропический, муссонный; самый холодный месяц - январь (средняя температура 3,1 С), самый жаркий - август (средняя температура 25,6 С); осадков в среднем 1343 мм в год; 2 дождевых сезона (июнь-июль и сентябрь-октябрь), во время которых часты тайфуны. Город подвержен землетрясениям.

Столичная префектура Токио (Токио-то), или Большой Токио, представляет собой в высокой степени урбанизированную территорию, более плотно заселённую? в центральной части и неравномерно - по окраинам; площадь 2,141 тыс. км2,население 11,7 млн. чел. (1975) (примерно EQ \f (1;10) всего населения Японии), плотность свыше 5 тыс. чел. на 1 км2. В состав столичной префектуры входят собственно Токио [23 административных района ("ку"), площадь 577 км2, население около 9 млн. чел. (1970)], а также 26 городов ("си"), 24 поселения сельского и городского типа, острова Идзу и Огасавара. Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры - Канагава, Тиба, Сайтама и др. образуют так называемую Токийскую агломерацию, или Столичный район (Сютокэн). Численность населения собственно Токио быстро росла сразу после 2-й мировой войны 1939-45 и к 1970 почти утроилась против 1945 (в 1955-60 прирост был равен 6%, в 1960-1970 он упал до 0,7%), ныне она фактически стабилизировалась (см. табл. 1).

Из общего числа экономически активного населения столичной префектуры (5,8 млн. чел. в 1969) 41,5% занято в промышленности, строительстве и ремесле, 57,0% - в торговле, на транспорте и в др. сферах услуг, 1,5% - в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве.

Городское управление осуществляет префектуральное собрание, избираемое населением на 4 года; оно возглавляется губернатором (мэром), который также избирается населением, практически представляет центральную власть. Полномочия выборных органов формально достаточно широки, однако фактически их деятельность в значительной мере контролируется центральной властью, находится "под руководством и надзором" правительства. В районах Токио имеются выборные районные собрания.

Историческая справка. Основание Токио относится к середине 15 в. В 1457 был построен замок Эдо (дословно - "вход в залив"), вокруг которого росли поселения ремесленников и торговцев. В 1590 Эдо завладел Иэясу Токугава. На протяжении всего периода правления сёгунов Токугава (1603-1867) Эдо являлся их резиденцией (официальной столицей Японии до 1868 считался г. Киото - резиденция императоров). В 18 в. Эдо стал одним из крупнейших городов мира (1368 тыс. жителей в 1787). В 1869, с уничтожением сёгуната в результате революции 1867-68, сюда была перенесена резиденция императора, и город, переименованный в Токио ("восточная столица"), стал столицей. Во 2-й половине 19 в. развивалась шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая промышленность, с конца 19 в. - машиностроение и судостроение.

В 1897-98 в Токио появились первые профсоюзы. В 1918 происходили "рисовые бунты", вспыхнувшие под влиянием Октябрьской революции 1917 в России. В начале 20-х гг. в Токио и др. городах Японии возникли коммунистические кружки и группы, на базе которых в 1922 основана Коммунистическая партия Японии (КПЯ).

1 сентября 1923 почти половина города была уничтожена землетрясением и вызванным им пожаром, повлекшими много человеческих жертв.

Во время 2-й мировой войны, в 1944-45, Токио подвергался многократным бомбардировкам американской авиацией, значительная часть жилых кварталов была уничтожена. В послевоенное время Токио - важнейший центр рабочего и демократического движения. В 1964 в Токио состоялись 18-е Олимпийские игры.

Экономика. Определяющая тенденция экономического развития столицы - снижение удельного веса производственных функций в хозяйстве Токио и повышение роли управленческих, торгово-распределительных, научно-информационных. В Токио концентрируется деятельность крупнейших финансово-промышленных монополистических групп (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.) и отдельных частных монополий, государственных и полугосударственных монополистических организаций, главных банков страны (Японский банк, Банк развития, Экспортно-импортный банк, Центр, банк Японии и др.), представительств иностранных монополий. Большая часть управленческих учреждений размещается в районах Маруноути, Отемати, Нихонбаси.

Вместе с тем Токио (столичная префектура) остаётся одним из крупнейших в Японии индустриальных районов, на который приходится (1973) свыше 14% всего числа промышленных предприятий, 12% всех занятых. О структуре промышленности Большого Токио см. табл. 2. В столичной префектуре сосредоточена значительная часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка специализируются в основном на изготовлении сложных и точных машин, приборов, электротехнического и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-механических изделий, авто- и авиастроении, судостроении, производстве железнодорожного оборудования и подвижного состава, станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах машиностроения. Развита металлургия. В химической промышленности преобладают отрасли тонкой химической технологии: производство медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия (химия волокна, пластмассы и др.).

В Токио самая крупная в стране полиграфическая промышленность. Значительна промышленность стройматериалов. Разнообразная пищевая промышленность (пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и многие др. отрасли), перерабатывающая главным образом привозное сырьё. Многочисленные отрасли лёгкой промышленности, снабжающей преимущественно население Токио (текстильная, швейная, кожная, керамическая, мебельная, производство ювелирных изделий, сувениров и др.). Большинство промышленных предприятий-мелкие и средние с числом занятых до 300 чел. (на них приходится свыше EQ \f (1;2) стоимости промышленной продукции). Промышленные предприятия размещаются большей частью по берегам р. Аракава - в районах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На территории собственно Токио новое промышленное строительство почти не ведётся, главным образом ввиду высоких цен на землю, необходимости комплекса мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды и др.; ежегодно закрывается или переводится в др. районы столичной префектуры или в соседние префектуры в среднем до 3% от общего числа промышленных предприятий. Промышленность Токио опирается на мощную энергетическую базу (ежегодно здесь потребляется около 25 млрд. квт×ч, 1970).

Токио - крупный торгово-распределительный центр. По размерам внешнеторгового оборота он уступает Йокохаме, Кобе, Нагое. Здесь находятся товарная и фондовая биржи, представительства более 3 тыс. различных торговых фирм; общее число национальных торговых компаний, магазинов оптовой и розничной торговли превышает 250 тыс. В них занято 1,6 млн. чел. Велик удельный вес предприятий оптовой торговли (34,8% оптовых продаж Японии в 1972). Растет число крупных универмагов и магазинов самообслуживания. Коммерческие районы - Тиёда, Тюо, Минато. Развита сеть др. учреждений обслуживания (около 75 тыс. ресторанов и столовых, около 10 тыс. баров и кабаре, 3 тыс. бань, около 3,8 тыс. гостиниц, в том числе несколько десятков европейского типа, в 1970). Токио - главный центр туризма в Японии (ежегодно около 800 тыс. иностранных туристов).

Токио - крупнейший транспортный узел страны. Узел морских и воздушных сообщений международного значения. Морской порт оборудован 10 причалами (общая длина 13 км); грузооборот Токийского порта 55,6 млн. т в 1974 (на 7-м месте в Японии). Токио связан скоростными авто- и железнодорожными магистралями со многими городами Японии; в 1975 вступила в строй скоростная железнодорожная магистраль Токио - Фукуока. Аэропорт Ханеда связан с центром города монорельсовой железной дорогой (обслуживает более 2,5 млн. пассажиров в год); новый аэропорт построен в Нарите. Имеется окружная наземная городская железная дорога, по которой перевозится основной поток пассажиров из пригородов, метрополитен, обслуживающий преимущественно центральные кварталы, автобусное сообщение: через город проходят автострады. Ежедневно всеми видами городского транспорта перевозится 20 млн. чел., из них около 75% - по городской железной дороге, 20% - метрополитеном. В автопарке около 800 тыс. грузовых автомобилей, 40 тыс. такси. Токио переживает острый транспортный кризис; в собственно Токио пользование наземными видами транспорта осложняется не только из-за увеличения количества машин, но и из-за тесноты городской застройки (Токио выделяется среди крупнейших городов мира наименьшей долей площади улиц в общей площади города). Автостоянки, пешеходные пути, складские помещения, магазины переносятся под землю. Воздух насыщен газами и гарью, вода в реках загрязнена. Ежедневно собирается 18 тыс. т бытовых отходов, из них около EQ \f (1;3) сжигается, остальное засыпают в мелководную часть Токийского залива с целью осушения его (за 1960-70 освоено свыше 1.55 тыс. га).

Архитектура. Для облика Токио характерны не многочисленность озеленённых территорий, крупные каменные, кирпичные, железобетонные здания (в том числе небоскрёбы) в центре и лёгкие деревянные (преимущественно жилые одноэтажные) постройки, занимающие большую часть площади города; жилые районы дважды возводились заново (после землетрясения 1923 и 2-й мировой войны 1939-45). Исторический центр города - район Нихонбаси, где находится окруженный парком комплекс императорского дворца, бывшей резиденции сёгунов рода Токугава (начат около 1600, перестройки 19 и 20 вв.). В стиле большинства обществ, сооружений Токио конца 19 - начала 20 вв. преобладает эклектизм (дворец Акасака, 1909, архитектор О. Ката-яма; парламент, 1915-36, архитектор Токио Охама и др.); однако с 1910-х гг. появились и ранние образцы творческой переработки местных архитектурных традиций в духе современного зодчества (отель "Импириал", 1916-22, архитектор Ф. Л. Райт, разобран в 1960-е гг.; центр, почтамт, 1934, архитекторы Токио Иосида, М. Ямада). В 1964, в связи с Олимпиадой, предпринят 1-й этап реконструкции Токио (в жилых массивах проложены 22 автострады, построены многочисленные скоростные дороги на эстакадах). В 1960-70-е гг. быстрыми темпами развиваются новые городские центры (Сибуя, Синдзюку, Икебукуро, Тама), где ведётся интенсивное высотное и подземное строительство. Для обеспечения свободного развития функциональных зон города предложены проекты осушения и дальнейшего освоения акватории Токийского залива (архитекторы К. Тангэ, К. Кукутакэ). Однако широкие градостроительные мероприятия не привели к коренному видоизменению общей планировки города, в целом отличающейся крайней хаотичностью. Среди примечательных построек середины 20 в. - Метрополитен фестиваль холл в парке Уэно (1960-61, архитектор К. Маекава); Олимпийский спортивный комплекс (1963-64), включающий Гимназиум (см. илл.); собор святой Марии (1964), оба - архитектор К. Тангэ: Токийская телебашня и др.

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Токио находится свыше 80 государственных, муниципальных и частных высших учебных заведений, в том числе Токийский университет, Токийский муниципальный университет, университеты с.-х., педагогики, изящных искусств и музыки, технологический институт, крупнейшие частные университеты Васэда, Кэйо, Хосэй, Нихон, Мэйдзи и др. Научные учреждения: Японская академия наук, Японская академия искусств, свыше 100 научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров при университетах, около 40 - при министерствах и ведомствах, в том числе Национальная аэрокосмическая лаборатория, Национальный онкологический центр, Национальный исследовательский центр защиты от стихийных бедствий, научно-исследовательские институты здравоохранения, гигиены, природных ресурсов, проблем народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки: Национальная парламентская библиотека, библиотеки университетов. Крупнейшие музеи: Токийский национальный музей, музей Окура Сюкокан, Музей Нэдзу, Национальный научный музей, Национальный музей западного искусства, Национальный музей современного искусства, Музей народных ремёсел, Музей каллиграфии.

В Токио имеются: театр, здания, где выступают ведущие труппы Японии - "Кокурицу гэкидзё", "Кабукидза", "Тэйкоку гэкидзё", "Хайюдза", "Мэйдзидза"; концертные залы - "Уэно бунка кайкан", "Нитигакидзё" (для эстрадных выступлений), "Кокусай гэкидзё", "Косэйненкин кайкан", "Тоёко хору"; зал Всеяпонской радиовещательной корпорации; театр, музей при университете Васэда "Васэда энгэки хакубуцукан".

 

  

Киото

/КИОТО, город, промышленный, культурный и исторический центр Японии, на о. Хонсю, административный центр префектуры Киото. 1,5 млн. жителей (1992). Построен в 792—794 гг.; до 1868 г. официально считался столицей. Электро- и сельскохозяйственное машиностроение, цветная металлургия; текстильные, швейные, химические, стекольно-керамические и пищевые предприятия. Старинные традиционные ремесла (производство лаковых и бронзовых изделий, фарфора, кружев, вышивки, предметов религиозного культа). 2 университета. Главный центр национального и международного туризма. Национальный музей. Национальный музей современного искусства. Храм Тодзи (8—17 вв.); монастыри Сайходзи, Тенрюдзи (оба 14 в.), Реандзи (15 в.) и др.; Кинкакудзи («Золотой павильон», 14 в.), Гинкакудзи («Серебряный павильон», кон. 15 в.); дворцовый ансамбль Кацура (17 в.) и другие./

 

КИОТО - древняя столица Японии, ныне административный центр префектуры Киото. Население - 1960 тыс. человек.

В октябре 794 г. император Камму и наследный принц въехали в новую столицу, названную Хэйан(кё), что означает "город мира и спокойствия". До этого столица находилась в городе Нагаока, но дворцовые интриги, в результате которых было совершено политическое убийство, побудили двор поменять место своего пребывания - император и его окружение посчитали, что город осквернен пролитой кровью. Для строительства новой столицы была выбрана деревня Уда в уезде Кадоно. Деревня располагалась в живописной долине среди гор, строительные работы начались в 793 г. Японский императорский двор тогда во всем следовал китайским образцам, и новую столицу построили на китайский манер - улицы пересекались под прямым углом.

Город постепенно расширялся и застраивался дворцами, храмами, монастырями, туда стекался и ремесленный люд. Предприимчивые торговцы открывали там свои лавки и меняльные конторы.

Киото с древнейших времен являлся культурным центром страны, не утратил он этой роли и сейчас. Будучи столицей страны, местом пребывания японского императора и придворной аристократии, город стал средоточием талантов: известнейшие художники, поэты, писатели, а также люди других творческих профессий стремились поселиться здесь. В его истории выделяется XI в., который называют золотым: именно в то время написаны известные во всем мире произведения японской классической литературы - "Повесть о Гэндзи" Мурасаки Сикибу и "Записки у изголовья" Сэй Сёнагон.

С XIII в. город выступал и как религиозный центр, различные буддийские школы имели свои главные храмы в Киото или в непосредственной близости от города.

В XIV=XVI вв. Киото был местом пребывания бакуфу, правительства сёгуна, бурные события японской истории тех лет буквально огнем и мечом прошлись по его улицам и постройкам. В период войны Онин (1467=1477) военные действия шли прямо на улицах Киото, храмы, дворцы, жилища были разрушены до основания. Бедствием Киото были и многочисленные пожары, которые не щадили деревянные постройки, будь то дворец или дом простого горожанина, случались они и тогда, когда в стране наступил долгожданный мир. Но город восстанавливался, возрождаясь каждый раз из пепла, как птица Феникс.

Славу Киото принесли его искусные ремесленники, которые изготовляли мечи, изделия из фарфора и керамики, музыкальные инструменты, кисти для письма, принадлежности для чайной церемонии, поделки из золота и серебра, высококачественные изделия из шелка, принадлежности для буддийских алтарей, бумагу высокого качества для императора, придворной знати и высших слоев самурайства. Киотоские товары имели высокую репутацию и свой особый традиционный стиль; киотоское качество продолжает сохраняться и сегодня, хотя много и ширпотреба, особенно среди сувениров.

Славился город и ткачеством, и высоким качеством окраски тканей. Киотоский художник Миядзаки Юдзэн (1654=1736) изобрел особый способ крашения, получивший его имя - юдзэн-дзомэ. Этот метод позволяет воспроизводить тонкие графические рисунки на одежде и до сих пор является специфическим для Японии видом крашения.

Современный Киото являет собой историческую книгу со множеством иллюстраций. И нет, пожалуй, лучшего места для желающего подробно познакомиться не только с историей Японии, но и с ее культурой, религией, традициями, ремеслом, архитектурой. В Киото древние памятники как бы перемешаны с современными сооружениями.

Самыми популярными достопримечательностями Киото являются храмы Киёмидзу, Ясака, Хэйан, Золотой и Серебряный павильоны, сад камней при храме Рёандзи, сёгунский замок Нидзё, старый императорский дворец Госё, загородный дворец Кацура Рикю.

В 1868 г. столица Японии была перенесена из Киото в Токио. Но Киото сохранил свою значимость как культурный центр страны, как сокровищница национальной архитектуры и садово-паркового искусства.

 

Осака

Осака, город в Японии, на прибрежной равнине Внутреннего Японского моря, в дельте судоходной р. Иодо. Административный центр т. н. столичной префектуры Осака (Осака-фу). Площадь города 206 км2. Население 2,9 млн. чел. (1973).

Осака - второй после Токио по экономическому значению город страны. Вместе с пригородами и городами-спутниками образует индустриальное ядро одного из ведущих экономических районов Японии - Кансай. Осака- крупный торгово-пассажирский порт (через Осака проходит свыше 40% экспорта страны по стоимости), важный узел автомагистралей, ж. д. и авиалиний (аэропорт близ Итами имеет международное значение). Важный финансово-банковский и торговый центр Японии. Местонахождение фондовой, рисовой, хлопковой бирж, торгово-промышленных палат, правлений акционерных обществ, а также отделений крупных коммерческих банков страны. В городе сконцентрировано свыше 30 тыс. промышленных предприятий. На Осака приходится 15% общеяпонской выплавки стали, 40% проката и свыше 1/3 производства изделий из цветных металлов. В 1960-70-х гг. в структуре промышленности произошли изменения: ведущее место в промышленном производстве заняла продукция тяжёлой индустрии. Преобладают виды сложного, точного, высококвалифицированного машиностроения - судостроение, энергетическое машиностроение, приборо-, станкостроение, производство радиотехнического оборудования. Развита химическая (резиновые изделия, синтетические материалы, лакокрасочные, фармацевтические изделия), текстильная (тонкие шерстяные, хлопчато-бумажные ткани, трикотаж), полиграфическая, кожно-обувная промышленность. Имеются также предприятия пищевой (рыбоконсервной, мукомольной, сахарной и др.), цементной, стекольно-керамической, деревообрабатывающей промышленности. Большинство крупных предприятий расположено на прибрежной полосе в западной части портового района или на берегах р. Подо. В Осака - многочисленные парки. Метрополитен.

В Осака - университет и др. вузы. Городской музей изящных искусств, планетарий. В 1970 в Осака происходила всемирная выставка "ЭКСПО-70".

В древности на месте современной Осака находился населённый пункт Нанива, наиболее ранние упоминания о котором относятся к 4-7 вв. В 15 в. Нанива стал носить современное название Осака В 1583-86 Хидэёси Тоётоми (фактический правитель Японии в 80-90-х гг. 16 в.) построил в Осака замок и сделал город своей резиденцией. Вскоре Осака превратился в крупный город, ставший важным торговым центром Японии. В 17-1-й половине 19 вв. в Осака неоднократно вспыхивали восстания городской бедноты. В 1837 в Осака произошло под руководством Хэйхатиро Осио крупное восстание против правительства Токугава. С начала 20 в. О становится одним из центров рабочего движения.

Центр Осака, ограниченный кольцевой железной дорогой, имеет планировку, близкую регулярной. Живописность городу придают многочисленные каналы (Осака называют японской Венецией), соединённые с р. Йодо, а также парки Наканосима и Теннодзи с ландшафтным садом Кейтакуен. Сохранились памятники средне-вековой архитектуры: храм Ситеннодзи (основан в 6 в., перестроен в 1623), синтоистский храм Теммангу (основан в 10 в., перестроен в 1901), замок Осака (1586, разрушен и реконструирован в 17 в., реставрирован в железобетоне в 1931). В числе важнейших построек 20 в.: Новый театр кабуки (1958, архитектор Мурано и Мори), административное здание Денцу (1960. архитектор К. Танго), здание фармацевтической лаборатории (1961, архитектор Д. Сакакура), университет искусств (1966), международный аэропорт (1968). В окрестностях Осака - города-спутники Сенбоку (1964-70), Кори (1958-64), Сенри (1961-68).

 

 

Хиросима

ХИРОСИМА, город на юго-западе о. Хонсю, административный центр префектуры Хиросима, порт на Внутреннем Японском море. 787,6 тыс. жителей (1974), 1,1 млн. жителей (1985). Крупный индустриальный центр в экономическом районе Тюгоку. Машиностроение, в том числе судостроение и судоремонт, станкоинструментальная промышленность, а также текстильная, резинотехническая, деревообрабатывающая, бумажная, пищевая промышленность. университет.. промышленность. Университет.  Значительная часть X. была разрушена, было убито и ранено св. 140 тыс. человек.

Город вырос вокруг замка феодального князя Мори, построенного в 1591(16в). 6 августа 1945 США без всякой военной необходимости сбросили на город первую атомную бомбу. Значительная часть города была разрушена, убито и ранено свыше 140 тыс. чел. Начиная с 1959 в Хиросима неоднократно проходили международные конференции борцов против ядерного оружия.

С 1950-х гг. в Хиросима ведутся интенсивные восстановительные и реконструктивные работы: новая застройка Хиросима принадлежит к наиболее передовым образцам современного японского градостроительства. Важнейшим памятником современной архитектуры в Хиросима является мемориальный центр Мира (1949-56, архитектор К. Тангэ).Архитектурно-парковый символический ансамбль Парк Мира (1951—52 гг., К. Тангэ и др.; памятник жертвам Хиросимы, мемориальный музей).

 

Нагасаки

 Нагасаки, город в Японии, на З. острова Кюсю, у залива Нагасаки. Административный центр префектуры Нагасаки. 421,1 тыс. жителей (1973). Крупный торгово-пассажирский порт; база морского рыболовства в южных водах Японии. Крупный центр судостроения и судоремонта (производство судов водоизмещением 300-500 тыс. т). Наряду с машиностроением развиты пищевая (в том числе рыбоконсервная), металлургическая, текстильная, нефтехимическая, лесопильная промышленность. университет. Вблизи Нагасаки - каменноугольный бассейн.

Город вырос на месте рыбачьего посёлка, известного с 12 в. В 16-17 вв. в Нагасаки существовала португальская фактория, а в период так называемой изоляции Японии от внешнего мира (1636-1854) Нагасаки был единственным портом, через который велась ограниченная торговля с голландцами и китайцами. Нагасаки посетили русские посольства Нагасаки П. Резанова (1804-05) и Е. В. Путятина (1853-54), которые вели переговоры об открытии торговли России с Японией. С конца 19 в. центр военного судостроения. В конце 2-й мировой войны 1939-45 9 августа 1945 на Нагасаки была сброшена американская атомная бомба. От её взрыва была разрушена треть города, было убито и ранено около 75 тыс. жителей. С 1956 в Нагасаки неоднократно происходили международные конференции за запрещение атомного и водородного оружия.

Нагасаки - свободный по планировке город с многочисленными садами и парками. В числе сохранившихся памятников архитектуры: синтоистское святилище Сува (16 в.), буддийские храмовые ансамбли Софукудзи и Кофукудзи (оба - 17 в.), мост Меганэбаси (1634), ряд католических церквей 19-20 вв. европейского типа. Среди сооружений, возведённых после разрушений 9 августа 1945, - парк Мира со зданием Международного культурного центра (1955, архитектор Такэо Сато и др.) и монумент Мира (скульптор Китамура Сэйбо. 1955).

 

 

Нара

Нара, город в Японии, на юге о. Хонсю. Административный центр префектуры Нара. 208,3 тыс. жителей (1970). Город-музей, туристский центр международного значения. Станкостроительная, электротехническая, пищевкусовая, деревообрабатывающая, трикотажная промышленность. производство художественных изделий из бамбука, шёлка, резных деревянных игрушек. Университет. Музеи: Ямато Бункакан (произведение искусства Японии, Китая), художественный (произведения японского, китайского и корейского декоративно-прикладного искусства), Национальный.

Нара - один из древнейших городов Японии, первая столица страны в 710-784.

Имеет регулярную планировку. Среди сохранившихся средневековых памятников Нара - деревянные монастырские комплексы: Якусидзи (построен в 680 в районе резиденции Асука, в 718 перенесён в Нара), с 3-ярусной пагодой; Кофукудзи (основан в 669, перенесён в Нара в 710; перестраивался в 12-13 вв.); Тодайдзи (743-752; перестраивался в 12, 17 и 18 вв.), включающий залив Великого Будды - Дайбуцудэн, сокровищницу Сёсоин и храм Хоккедо; Тосёдайдзи (основан в 759) с главным храмом Кондо; Син-Якусидзи (основан в 747); храмы вышеназванных монастырей включают скульптурные алтарные композиции (главным образом 8-12 вв.). Для современной застройки Нара характерны 1-2-этажные жилые дома и немногочисленные административные здания (здание муниципалитета, конца 50-х - начале 60-х гг.). Близ Нара - монастырский комплекс Хорюдзи (основан в 7 в.).

 

 

ЙОКОХАМА (Иокогама), город на о. Хонсю, крупнейший внешнеторговый порт страны (грузооборот св. 100 млн. т в год), административный центр префектуры Канагава. 3,3 млн. жителей (1992). Машиностроение (включая судостроение), металлургия, нефтехимия; атомная, текстильная и др. промышленность. Метрополитен.
 


ОСАКА

ОСАКА, город и порт на о. Хонсю, административный центр префектуры Осака. Второй (после Токио) по величине и экономическому значению город страны. 2,6 млн. жителей (1992), в агломерации 10,5 млн. жителей. Вместе с пригородами и городами-спутниками образует индустриальное ядро одного из ведущих экономических р-нов Японии — Кансай. О. — крупный торгово-пассажирский порт (через О. проходит св. 40 % экспорта страны по стоимости), важный узел автомагистралей, железнодорожных и авиалиний (аэропорт близ Итами имеет международное значение). Важный финансово-банковский и торговый центр Японии. Местонахождение фондовой, рисовой, хлопковой бирж, торгово-промышленных палат, правлений акционерных обществ, а также отделений крупных коммерческих банков страны. В городе сконцентрировано св. 30 тыс. промышленных предприятий. На О. приходится 15% общеяпонской выплавки стали, 40 % проката и св. 1/3 производства изделий из цветных металлов. В 1960—70-х гг. в структуре промышленности произошли изменения: ведущее место в промышленном производстве заняла продукция тяжелой индустрии. Преобладают виды сложного, точного, высококвалифицированного машиностроения: судостроение, энергетическое машиностроение, приборо-, станкостроение, производство радиотехнического оборудования. Развита химическая (резиновые изделия, синтетические материалы, лакокрасочные, фармацевтические изделия), текстильная (тонкие шерстяные, хлопчатобумажные ткани, трикотаж), полиграфическая, кожевенно-обувная промышленность. Имеются предприятия пищевой, цементной, деревообрабатывающей промышленности. Большинство крупных пред приятии расположено на прибрежной полосе в части портового района или на берегу р. Йодо.
Живописность городу придают многочисл. каналы (О. называют японской Венецией), соединенные с р. Йодо, а также парки Наканосима и Теннодзи с ландшафтным садом Кейтаку-ен. Сохранились памятники средневековой архитектуры: храм Ситеннодзи (осн. в 6 в., перестроен в 1623 г.), синтоистское святилище Сумиеситайся (4 в., периодические реконструкции; 1804—11 гг.), синтоистский храм Теммангу (осн. в 10 в., перестроен в 1901 г.), замок Осака (1586 г., разрушен и реконструирован в 17 в., реставрирован в железобетоне в 1931 г.). В числе важнейших построек Ч20 в.: Новый театр кабуки (1958 г., арх. Мурано и Мори), адм. здание Денцу (1960 г., арх. К. Тангэ), здание фармацевтической лаборатории (1961 г., арх. Д. Сакакура), Университет искусств (1966), международный аэропорт (1968). В окрестностях О. — города-спутники Сенбо-ку (1964—70), Кори (1958—64), Сенри (1961—68).


 

КИТАКЮСЮ, город и порт на о. Кюсю. Образован в 1963 г. слиянием гг. Вакамацу, Кокура, Модзи, Тобата, Явата. 1,0 млн. жителей (1992). Черная и цветная металлургия, коксохимия, машиностроение; военная, легкая и пищевая промышленность. Добыча угля. Связан с о. Хонсю подводным туннелем.

 

КОБЕ, город и порт на о. Хонсю, административный центр префектуры Хего. 1,5 млн. жителей (1992). Грузооборот порта ок. 150 млн. т (V3 внешнеторгового оборота страны). Металлургия, машиностроение (У3 тоннажа строящихся в Японии судов); военная, химическая, текстильная промышленность. Университет. Художественный музей. Туризм.

 

НАГОЯ, город и порт на о. Хонсю, административный центр префектуры АЙТИ. Св. 2,2 млн. жителей (1992). Ядро экономического района Токай. Грузооборот порта 110 млн. т в год. Машиностроение, металлургия; химическая, нефтеперерабатывающая, текстильная, легкая промышленность. Метрополитен. Университет. Художественный музей Токугава, Художественная галерея префектуры АЙТИ, Музей сокровищ замка Нагоя. Ботанический сад. Военно-морской арсенал. Синтоистское святилище Ацута (восходит к началу н. э.), замок (17 в.), храм Тофукудзи (8 в.).

 

ФУКУОКА, город на о. Кюсю, административный центр префектуры Фукуока. Св. 1,3 млн. жителей (1992). Порт в заливе Хаката. Международный аэропорт. Химическая, машиностроительная, текстильная и др. промышленность. Производство национальных художественных изделий (игрушки, ткани). Университеты.

 

на главную / инфа о Японии