В 1889 году Япония получила 
			конституцию. Конституция 1889 года имела своим образцом конституцию 
			Пруссии, одну из наиболее реакционных в Европе.
			Японский государствовед Нокано Томио подсчитал, что из 70 ее статей 
			46 являются прусскими, и вообще не нашел в ней более трех 
			оригинальных статей.
			Конституция предоставила императору неограниченную законодательную, 
			исполнительную и судебную власть, слегка затушеванную 
			"демократическими" установлениями.
			Особа императора объявлялась "священной и неприкосновенной", 
			правящая династия - "непрерывной на вечные времена". Официальная 
			теория причисляла императора к богам.
			Постепенно утверждается, однако, следующее правило: император 
			никогда не предпринимает ничего важного без своих советников. Власть 
			последних распространялась очень широко. В их состав, помимо членов 
			Тайного совета, входили: генро - внеконституционный совещательный 
			орган при императоре, сошедший со сцены со смертью последнего генро 
			Сайондзи лишь в конце 30-х годов нынешнего столетия, министерство 
			императорского двора, совет маршалов и адмиралов и др.
			Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных 
			дел, и фактически любой вопрос мог быть в его компетенции. 
			Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики, 
			от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он 
			имел право толкования конституции.
			Весьма сильным было влияние военной клики. Быстрое развитие 
			капиталистической промышленности в Японии происходило в условиях не 
			ликвидированных феодальных отношений. Вследствие этого рынок сбыта 
			промышленных товаров был весьма ограничен.
			Внутренняя слабость японского капитализма толкала его на ограбление 
			Китая и других стран. Но это как раз и породило монополию военщины.
			Императорское обращение 1889 года установило, что все наиболее 
			важные вопросы, относящиеся к армии и флоту, докладываются 
			императору начальниками соответствующих штабов, помимо кабинета и 
			даже помимо военного и морского министров. Последние должны были 
			принадлежать к высшему военному командованию и состоять на 
			действительной военной службе. А так как кабинет не мог быть 
			сформирован без военного или морского министров, военная клика 
			получала возможность прямого влияния и на состав кабинета, и на его 
			деятельность.
			В 1913 году генералитет получил согласие императора на увеличение 
			армии и флота не только помимо парламента, но и помимо кабинета, 
			причем премьер узнал об этом решении уже после того, как оно 
			состоялось.
			Своеобразное положение японского кабинета определялось, с одной 
			стороны, его зависимостью от императора и придворной камарильи, с 
			другой - почти полной независимостью от парламента.
			Его не могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был 
			известен японской теории и практике, ни отставка отдельных 
			министров, поскольку ни один закон не предусматривал коллегиальной 
			ответственности министров, ни даже отклонение бюджета парламентом, 
			так как конституция разрешила в этом случае применение бюджета 
			предшествующего года.
			Исключение из этого правила могло иметь место только после отставки 
			морского или военного министра в случаях, когда военные саботировали 
			вхождение в данный кабинет.
			Японский кабинет не был многочисленным. В первый период своего 
			существования он состоял из 10 человек: министра-президента, 
			министров иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, 
			морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, 
			связи.
			Японский парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты 
			представителей. Последняя избиралась "народом".
			Правом голоса обладали лица мужского пола, платившие не менее 15 иен 
			прямого налога и достигшие 25 лет (пассивное избирательное право - с 
			30 лет). Высокий имущественный и возрастной цензы отстраняли от 
			участия в выборах подавляющую часть населения. В выборах первого 
			японского парламента участвовало лишь около 1% населения. Не 
			удивительно, что около половины депутатов этого парламента 
			составляли помещики (48%).
			Компетенция нижней палаты была крайне узкой. У нее не было 
			инициативы в деле изменения конституции: парламент мог рассматривать 
			только те поправки к конституции, которые исходили от императора. 
			Законодательная власть принадлежала, по конституции, парламенту 
			совместно с императором, имевшим право отклонить принятый палатами 
			законопроект без каких-либо условий и ограничений. В промежутках 
			между сессиями парламента император пользовался правом издавать 
			указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их 
			утверждения парламентом.
			Незначительной была компетенция парламента и в вопросах бюджета: две 
			трети бюджета не зависели от парламента.