яой и юри

 

 

 

—реди прочих направлений хентай-манги и додзинси значительную часть занимают комиксы мета-жанра "€ой" (yaoi) - "однопола€ мужска€ любовь".

 

¬ последнее врем€ по€вл€етс€ все больше и больше додзинси, посв€щенных однополой женской женской любви. ѕо имени героини книжного и “¬-сериала "Dirty Pair", ставшего попул€рным источником такого рода сюжетов, этот жанр получил название "юри" (yuri).

 

яой - это специфический, чисто €понский мета-жанр манги дл€ девушек (и некоторых аниме). —амо слово "yaoi" - это сокращение от фразы "Yama nashi, ochi nashi, imi nashi", то есть - "Ќи кульминации, ни смысла, ни разв€зки". »значально это был уничижительный "фэнский" термин, однако, сейчас он приобрел расширительное и почти научное значение.

 

¬ общем случае, €ой - это манга и аниме, описывающие любовные отношени€ между парн€ми. Ѕолее точный и однозначный термин - "сЄнэн-ай" (shounen ai) - "юношеска€ любовь". ƒл€ того, что пон€ть, почему этот мета-жанр вообще по€вилс€ и почему он стал достаточно попул€рен, нужно обратитьс€ к истории €понской культуры и манги.

 

¬ отличие от христианской европейской культуры, гомосексуализм в €понской культуре никогда не считалс€ чем-то зазорным. Ќаоборот, некоторые трактаты по бусидо утверждали, что насто€щему самураю более пристали отношени€ с другим самураем, а не с женщинами, близость с которыми может отвлечь воина от строго исполнени€ своего долга.   тому же, €понска€ эстетика утверждала, что красивый мужчина - это мужчина "женственный", привлекательный, культурный, но никак не мускулистый громила. »менно такими были герои классических €понских эпических произведений (например, "ѕовести о √эндзи"), и именно им стремилась подражать культурна€ молодежь. “ак получилось потому, что эти эпосы создавали не мужчины, как это было в ≈вропе, а женщины, придава€ своим любимым геро€м собственные черты.

 

ѕосле –еставрации ћэйдзи (1867-1878) жизнь японии круто изменилась. Ѕыла введена строга€ цензура по европейскому образцу. Ќо сами представлени€ о негреховности гомосексуальных отношений цензурой было не изменить.

 

 огда благодар€ “эдзуке началс€ расцвет манги после ¬торой ћировой войны, на арену очень быстро вышли мангаки-женщины, которые не хотели писать так и о том, о чем писали мангаки-мужчины. »х интересовали более "женские" темы - любовные треугольники, драмы, трагедии. Ќо все та же €понска€ культура была очень строга в отношении роли девушки в любовных отношени€х. ќна не могла про€вл€ть иннициативу, а могла только в€ло реагировать на мужские ухаживани€. Ёто не давало простора дл€ фантазии авторов.

 

¬ ответ на это была разработана концепци€ "девушки-парн€". —начала, у того же “эдзуки или у »кэды –иЄко в "–озе ¬ерсал€" [Berusaiyu no Bara] (1972), это была девушка, переодевающа€с€ в парн€. ѕотом возникло еще более радикальное решение - юноша, ведущий себ€ в любовных отношени€х как девушка. —оздател€ми этого варианта стали ’агио ћото в манге "—ердце “омаса" [Thomas no Shinzou] (1972) и “акэми€  эйко в манге "ѕесн€ ветра и деревьев" [Kaze to Ki no Uta] (1974).

 

¬ажно отметить, что это была именно "женска€" манга. “о есть, манга, котора€ рисовалась женщинами дл€ девушек. Ќасто€щие €понские гомосексуалисты обычно достаточно отрицательно относ€тс€ к €ой. ќднако, среди €понок он пользуетс€ посто€нным успехом.  стати, обычно €ой не изображает "хента€". ќн подразумеваетс€, но пр€мо не показываетс€.

 

¬ дальнейшем в дополнение к профессиональной манге такого рода по€вилась и любительска€, котора€, собственно, изначально и назвали "€ой".

 

ќбычно любительский €ой - это манга об известных красавцах - персонажах попул€рных манга и аниме сериалов дл€ парней, но рассказанна€ с точки зрени€ гомосексуальных отношений. "яой" ее стали называть потому, что, в отличие от манги дл€ парней, €ой реже соблюдал классические представлени€ о построении литературного произведени€.

 

ѕервым сериалом, по мотивам которого по€вилось много €ойной манги, стал аниме-сериал "ћобильный воин √јЌƒјћ" [Kido Senshi Gundam] (1979-1980). Ќекоторые последующие сериалы из эпопеи "√јЌƒјћ" создавались с учетом манги такого рода, дела€ парней-главных героев все более привлекательными.

 

—о временем €ойные темы стали проникать и в более традиционные с точки зрени€ половой ориентации сериалы на любовные темы. “ак, персонажей и сцены такого рода содержат сериалы "Fushigi Yuugi" и "Marmalade Boy".   сожалению, чисто €ойных аниме весьма мало, в основном они односерийные ("Fake", "Kaze to Ki no Uta"). Ќа их фоне выдел€етс€ экранизаци€ манги ќдзаки ћинами "ќбреченна€ любовь-1989" [Zetsuai-1989] - как наиболее совершенна€ и цельна€.

 

¬ насто€щее врем€ €ой стал мета-жанром, то есть, он бывает и комедийным, и драматическим, и детективным, и фэнтезийным, и научно-фантаcтическим.

Ќесмотр€ на то, что современна€ япони€ существенно раскрепостилась за последние 20 лет, и €ой сейчас уже не несет былого "революционного" значени€, он живет и продолжает завоевывать своей красотой, необычностью, эстетизмом и драматичностью все новые сердца поклонниц (и даже поклонников) не только в японии, но и во всем мире.

 

–азновидности €о€

 

¬ отличие от жанра "юри", который, на данный момент, практически встречаетс€ только в додзинси, €ой перестал быть жанром и стал мета-жанром, объедин€€ как додзинси, так и и оригинальные коммерческие манга-публикации.

–азумеетс€, коммерческий €ой бывает только оригинальным. ѕо имени первого €понского журнала, его публиковавшего, коммерческий и оригинальный €ой получил название "дзюнэ" (June).

¬ообще говор€, журнал "June" специализируетс€ на публикации романтического €о€, в котором большую часть повествовани€ занимают вы€снени€ отношений между персонажами и различные приключени€, собственно же изображение секса подчинено более глобальным художественным задачам. ƒл€ коммерческого €о€, концентрирующегос€ на изображении секса, отдельного термина пока нет, поэтому его называют просто "€ой".

≈сли в среде обычных отаку "сЄнэн-ай" (shounen ai - "юношеска€ любовь") и "€ой" обычно считаютс€ синонимами, то в среде €ой-отаку эти два термина различаютс€ по смыслу. — другой стороны, сЄнэн-ай в этом случае считаетс€ синонимом точного значени€ слова "дзюнэ" - "оригинальный €ой, концентрирующийс€ на изображении чувств, а не секса".

Ћесбийским аналогом сЄнэн-ай €вл€етс€, естественно, "сЄдзЄ-ай" (shoujo ai - "девичь€ любовь"). ќн также отличаетс€ от юри, как сЄнэн-ай - от €о€.

—равнительно новым течением в додзинси-€ое считаетс€ "сЄтакон" (shotakon). Ётот термин происходит от распространенного детского мужского имени "—Єтаро" и обозначает €ой, одним из персонажей которого €вл€етс€ не юноша, а мальчик, не достигший половой зрелости.

—оответственно, персонажами более распространенной €ой-манги €вл€ютс€ бисЄнэны (bishounen) и бисэйнэны (biseinen) - соответственно, "красивые юноши" и "красивые молодые мужчины".

 

ѕерсонажи €о€

 

 ак нетрудно предположить, персонажи €о€ дел€тс€ на три больших группы - пассивные, активные и мен€ющие половые роли. ѕоследние встречаютс€ достаточно редко.

 

јктивные персонажи называютс€ "сэмэ" (seme, от semeru - "нападать"). ѕассивные персонажи называютс€ "укэ" (uke, от ukeru - "принимать"). ¬ записи им€ активного персонажа пишетс€ первым, а имена персонажей раздел€ютс€ символом "x". Ќапример: "отношени€ ’ииро x ƒуо в додзинси по мотивам “¬-сериала "Gundam Wing"".

 

»нициатором отношений может быть как "укэ", так и "сэмэ". ѕоследний вариант, впрочем, встречаетс€ чаще, зато первый €вл€етс€ каноническим дл€ коммерческого €о€.

 

ѕри создании додзинси определение того, кто из персонажей будет пассивным, а кто - активным, обычно не основываетс€ на характерах персонажей. √ораздо чаще примен€етс€ "ѕравило роста" - активным становитс€ высокий персонаж, а пассивным - низкий. ¬ тех случа€х, когда очень хочетс€ изобразить высокого персонажа в качестве "укэ", его "занижают".

 

¬ €ой-додзинси нет границ дл€ запретного и невозможного. ѕосто€нно встречаютс€ различные формы садомазохизма и инцеста. »ногда действие переноситс€ в альтернативную, по отношению к канонической, реальность.

 

 ак и в классическом коммерческом €ое, в додзинси-€ое обычно не бывает "счастливого конца" (как бы многосмысленно это не звучало в этом контексте). ќтношени€ между персонажами обычно либо кончаютс€ смертью одного из них, либо трагическим разрывом. Ёто, с одной стороны, протест против предопределенности хэппи-энда обычной сЄдзЄ-манги, с другой стороны - отражение неоднозначности отношени€ к однополой любви в €понской культуре

 

использу€ хорошую книжку:))

 

на главную / инфа о японии